foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
accordion menu joomla
accordion menu joomla

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение гор. Хабаровска "Детский сад №48"

Уважаемые друзья! Мы рады приветствовать Вас на сайте нашего детского сада!

 

Циклограмма работы педагога-психолога

День недели

Часы работы

Содержание деятельности

Понедельник

9.00 — 11.00

11.00 — 12.00

12.00  14.00

Психодиагностика (индивидуальная/групповая).

Психопрофилактические занятия.

Обработка результатов диагностических обследований и профилактических занятий.

Вторник

9.00 — 10.00

10.00 — 12.00

12.00 — 14.00

Психодиагностика (индивидуальная/групповая).

Психокоррекционные групповые занятия.

Обработка результатов диагностических обследований и психокоррекционных занятий.

Среда

11.00 — 12.00

12.00 — 15.00

15.00 — 16.00

16.00 — 18.00

Психодиагностика (индивидуальная/групповая).

Индивидуальное консультирование воспитателей.

Психодиагностика (индивидуальная).

Индивидуальное консультирование родителей.

Четверг

9.00 — 14.00

Методический день: Обработка результатов диагностических обследований; изучение спец. литературы; посещение методических объединений психологов, семинаров, конференций.

Пятница

9.00 — 10.00

10.00 — 12.00

12.00 — 14.00

Психодиагностика (индивидуальная/групповая).

Психопрофилактические занятия.

Оформление документации.

Консультации для родителей

Как Сказка помогла родителям и детям (значение сказки для развития ребенка)

В некотором царстве, в детском государстве жила-была Сказка. Она очень любила детей, водила с ними крепкую дружбу, учила их и помогала им. Рассказывала ребятам об окружающем мире, о диковинных странах и их обитателях; делилась глубокими знаниями о человеке, его жизни и обычаях — и дети лучше понимали себя и других людей, внутренний мир детей становился богаче, они умнели и становились увереннее. Вместе с героями сказки дети преодолевали препятствия и росли сильными, справедливыми и жизнестойкими. А когда сказка веселила и чудачила — дети тоже веселились, и их душа наполнялась спокойствием, радостью и добром. От встреч со сказкою и детство ребят тоже было немножко сказочным. Поэтому дети очень любили Сказку как самого доброго и хорошего друга. А родители любили сказку за то, что с ней было легче растить и воспитывать детей.

Но пришли «другие времена». Дети выросли, они стали взрослыми и умными людьми, и в их жизни появились сложные и «умные» механизмы — телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры, игровые автоматы… А когда у бывших детей появились свои дети, взрослые решили, что Сказка устарела и не подходит для современного мира… И решили взрослые найти для своих детей новых друзей…

Так у малышей появились «крутые» игрушки, модные игры, захватывающие мультики, а потом и всемогущий компьютер. Сказка среди друзей не значилась, она была забыта и чувствовала себя заброшенной и никому не нужной. Дети долгими часами играли с готовыми игрушками, проводили время перед экраном или монитором, а взрослые занимались своими делами.

Так шли дни. Вдруг родители стали замечать, что лица их детей становятся серыми, тела осунувшимися, а глаза унылыми. Со временем все чаще общение с детьми заканчивалось вспышками гнева или плача, а кое-кто из детей даже стал болеть. Родители недоумевали, ведь для счастливого детства они делают так много! Дети продолжали грустнеть и чахнуть и не могли объяснить взрослым почему. А воспитатели в детских садах и учителя в школах удивлялись, почему дети стали такими агрессивными, почему они не умеют дружить… Врачи тоже разводили руками…

Однажды один мальчик долго-долго играл на компьютере и победил всех монстров и бандитов. Но он не мог понять, почему же у него после этого так плохо на душе. Он ударил свою любимую собаку, нагрубил папе и, разговаривая по телефону, поссорился со своим другом… Ни он сам, ни взрослые не могли понять, что происходит… Он сидел, уронив голову на стол, и никто не знал как ему помочь…

И тут мама тихонько подошла к нему, погладила по голове и сказала: «Я хочу познакомить тебя с самым лучшим другом моего детства…»

— И кто же это? — недоверчиво спросил мальчик

— Это моя детская сказка.

— Почитай, — попросил мальчик. Мама раскрыла книгу и тихонько начала «жили-были…», а потом «в некотором царстве, в тридесятом государстве…», а затем «жили-были старик со старухой…».

И — о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой ее мальчик как будто наполнялся радостью, светом, силой, добром и здоровьем. Она сделала маленький перерыв, чтобы позвонить другим родителям и сообщить — лекарство для детской души найдено! А затем вернулась к своему ребенку, и они вместе продолжали волшебное исцеление и в тот вечер и еще много-много вечеров подряд…

В чем сила сказки?

Сказка развивает познавательный мир ребенка, расширяет кругозор, способствует совершенствованию речи и мышления, национального самосознания.

Сказочные истории воспитывают бережное отношение к миру живых существ, природе и экологически образовывают ребенка.

Волшебные приключения в сказке снижают тревогу, агрессию ребенка, помогают отдохнуть от стрессов, накопить силы.

Через сказку ребенок получает знания о жизни людей, их проблемах и способах их преодоления. В подсознание ребенка закладывается «банк жизненных ситуаций и решений», которым человек пользуется всю жизнь.

Истинные сказки наполняют мир ребенка жизнеутверждающей силой: добро побеждает зло, и вместе с героями ребенок приобретает уверенность в их и своей силе.

Во время чтения сказки нервная система детей находится в особом состоянии, во время которого происходит бессознательная проработка их собственных психологических проблем, внутренний мир ребенка восстанавливается и гармонизируется.

Как общаться с детской сказкой?

  • Читайте и анализируйте сказки с малых лет. Подбирайте сказки в соответствии с возрастом ребенка, помогите ему понять их смысл и поступки героев.
  • Перечитывайте с ребенком любимые сказки много раз.
  • Рассказывайте народные «бабушкины» сказки.
  • Сочиняйте сказки вместе с ребенком, развивая его творческие способности и речь.
  • Рисуйте иллюстрации к прочитанному.
  • Изготавливайте (лепите, конструируйте, вырезайте из бумаги) героев и персонажей, вместе шейте и вяжите кукол.
  • Почувствуйте проблему малыша (страх, тревогу, одиночество) и придумайте сказку, где герой находит способы преодолеть эту неприятность.
  • Разыгрывайте сказочные сюжеты, отводя ребенку роль персонажа с похожими проблемными или недостающими ребенку чертами характера: боязливому — роль смелого рыцаря, а жадному — щедрого волшебника.

Пусть могучая энергетика сказки накапливается в душе вашего ребенка!

Сказочного взросления!

Консультация для родителей «Готовность к школе»

Поступление в школу — чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.

Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители — первые и самые важные его воспитатели.

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.

Прежде всего у ребенка должно быть желание идти в школу, т.е., на языке психологии, — мотивация к обучению.

У него должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.

И, пожалуй, самое главное — у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.

ВНИМАНИЕ

Внимание — проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.

К началу обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания — как интересного, так и неинтересного.

Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.

Объем внимания определяется количеством однородных предметов, которые охватывает сознание ребенка.

Концентрация внимания — интенсивность сосредоточения на одном или нескольких объектах.

Распределение внимания — возможность концентрироваться не на одном, а на двух или большем числе различных объектов. Это дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания.

Переключение внимания означает возможность сознательного и осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой. Хорошая переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой. Рассеянность в житейском смысле слова и означает плохую переключаемость внимания.

Устойчивость внимания определяется длительностью времени, в течение которого сохраняется его концентрация. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий: особенности задания, степени его трудности, понятности, интереса к нему ребенка и сформированности его волевых качеств. Особенно существенна роль волевого усилия к длительному поддержанию своего внимания на определенном уровне, даже если то содержание, на которое оно направлено, не представляет непосредственного интереса и сохранение его в центре внимания сопряжено с определенными трудностями. Хороший уровень сформированности внимания у ребенка свидетельствует и о развитии у него самоконтроля.

Различные свойства внимания — его концентрация, объем, распределение и переключение, устойчивость — в значительной мере независимы друг от друга: внимание, хорошее в каком-то одном отношении, может быть не столь совершенным в другом.

Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и нолевых процессов. Понимание этого является особенно нажным в развитии и тренировке внимания. Безусловно, нее свойства внимания значительно развиваются в результате упражнения.

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие — это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств. В старшем дошкольном возрасте дети уже хорошо различают цвет и форму предмета. Узнав названия геометрических фигур, они свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых вещах: «Дверь — это прямоугольник, абажур лампы — шар и т.д. По силуэту или незначительным деталям ребенок определяет предмет и различает его величину, форму, удаленность и пр.

Если у ребенка хорошо развита речь, то он использует многообразные обозначения пространственных отношений: „Надо спуститься вниз, потом повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону».

Более трудным для ребенка дошкольного возраста является восприятие времени — ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты, секунды).

Например, одна минута — по представлению детей 6–7 лет в среднем равна 11 секундам. Поэтому так часто дети делают ошибки, представляя себе длительность какого-либо дела меньшей, чем она есть в действительности.

Огромным достижением ребенка являются первые попытки установления связей между пространством, временем, количеством. Благодаря этому ребенок решает сложнейшую интеллектуальную задачу — восприятие картинки. Он осмысливает взаимоотношения между частями картинки и воспринимает изображение как нечто целое (целостность восприятия).

Неоценима роль восприятия в овладении ребенком навыками письма, чтения, счета.

МЫШЛЕНИЕ

Мышление — это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов — анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления:

  1. наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);
  2. наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
  3. словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3–4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления — наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребенок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т.д.

ПАМЯТЬ

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний и умений.

Со стороны родителей и учителей бывает много жалоб на плохую память ребенка, особенно в первом классе. Первоклассник часто не помнит, что заданно не дом, что нужно принести из школьных принадлежностей на следующий день и т.д.

В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может точно пересказать очередной бразильский сериал.

Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминаниеа во втором действует непроизвольноеоснованное на эмоциях и интересе.

Память бывает кратковременной ( точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время).

В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти, который носит название эйдетической памяти. Вспоминая что-нибудь, воспринятое раньше, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.

Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. В отдельных случаях, когда ребенок пытается запомнить словесную информацию, он шевелит губами или повторяет про себя сообщение.

Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Все, что известно малышу-дошкольнику, он узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70 % информации, обучаясь в школе.

Эмоциональная память — это память на эмоциональные переживания Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от него. Например, шчыывающие по ассоциации отрицательные эмоциональные переживания часто вызывают у ребенка нервозность, скованность, неуверенность при выполнении какой-либо деятельности. Наоборот, положительные эмоциональные воспоминания тонизируют ребенка, делают сю уверенным в своих силах.

На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, опоминается им без труда и на более длительный срок.

Когда родители жалуются на плохую память своих детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребенка буквально зазубривать материал, но ребенок и за день не может выучить его. В данном случае проблема.заключается в том, что от ребенка требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса.

Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здорового ребенка, мое почему так важно в тестировании и коррекции памяти ребенка ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать.

ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение (фантазия) — это психический процесс создания нового в форме образа или идеи. Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Как и другие психические процессы (восприятие, мышление, память), воображение развивается и формируется в течение всей жизни человека.

А ребенку оно дает возможность представить себя во время игры летчиком, моряком, артистом; уже трехлетний ребенок садится в перевернутый стул и говорит, что сейчас он шофер и управляет машиной. Таким образом, воображение позволяет включаться в проигрывание социальных ролей, реальное исполнение которых ребенку пока недоступно.

Общеизвестный факт, что у детей прекрасно развито воображение, склонность к фантазированию. Нередко родители, приходящие на консультации, высказывают озабоченность по поводу фантазий ребенка: «А нормально ли это?»

Одна мама поведала такую историю: «Сын, приходя из детского садика, рассказывал о том, что воспитательница наказывает его, связывает веревкой и запирает в темной комнате. Целый день его не кормят, а когда он со всеми детьми.выходят на прогулку, то грьгзет камни и кору деревьев. Естественно, оказывается, что все это лишь плод богатого воображения ребенка.

В очень редких случаях такая „лживость» у дошкольников является патологической, а не основанной на богатом воображении. Только тогда, когда ребенок постоянно отрывается в своих мыслях от реального мира, уходит в мир своих фантазий, перевоплощений, следует обратиться к специалистам.

Фантазия ребенка наиболее полно проявляется в соответствующих видах творческой деятельности и свидетельствует о наличии у ребенка задатков к ним.

Благодаря воображению дети превращают обыденную жизнь в игру, они привносят в эту игру столько фантазии, так сживаются с нею и верят своей выдумке, что взрослые начинают принимать их рассказы за правду.

Одним из проявлений воображения является мечта. Важно, чтобы мечта вызывала у ребенка стремление к достижению реальной и желаемой цели с помощью собственных усилий, что будет способствовать и развитию его волевой сферы. Поэтому совершенно недопустимо наказывать или высмеивать ребенка. В каждом конкретном случае попытайтесь разобраться, что лежит в основе фантазирования, и объясните ребенку, как можно осуществить свою мечту. Если этого не делать, то пассивное мечтание станет привычным для ребенка, и он будет предпочитать жить в выдуманном им мире, в мире грез. Это приведет к дефекту в развитии личности ребенка — слабоволию, слабой контактности с другими людьми.

Неоценима роль воображения в творчестве ребенка: рисовании, лепке, музыке, сочинительстве и т.п. Неустанная работа воображения — это один из путей, ведущих к познанию и освоению ребенком окружающего мира, к поиску в нем собственного пути.

В школе детское воображение становится важной предпосылкой обучения: ребенку нужно представлять себе ситуации, с которыми он никогда не сталкивался, создавать образы, не имеющие конкретного аналога в окружающей действительности, преобразовывать имеющийся образ, переходить от одной системы отсчета к другой. Это происходит на уроках практически по всем дисциплинам.

ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ

Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо сидеть положенное время и только на одном месте. Нужно выполнять многие правила на уроке: вставать, когда хочешь ответить или о чем-то спросить, поднимать руку и не выкрикивать ответ. А первокласснику очень хочется, чтобы спросили именно его, когда он знает ответ. Надо внимательно слушать учителя и выполнять все указания. Писать можно только то и только там, где указала учительница.

И каждое такое правило, каждое «надо» требуют, чтобы ребенок подчинял им свои действия, мысли, желания; умел сдерживаться и контролировать свое поведение. Следует обратить особое внимание на эту сторону психического развития, если ребенок отличается повышенной двигательной активностью, если он непоседлив, если он импульсивен и рассеян.

Сформированность произвольной сферы дошкольника поможет ему быстрее и легче адаптироваться к школе.

ТОНКАЯ МОТОРИКА

Тонкая моторика — это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития.

В процессе консультирования по вопросу, готов ли ребенок к обучению в школе, мы часто имеем дело с детьми, у которых очень слабо развиты пальцы рук.

Родителей это беспокоит, так как очевидно, что у таких детей будут трудности с письмом, и они озадачены, как же упражнять пальцы рук, развить силу и выносливость мышц кисти.

В первую очередь, развитие тонкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Поэтому ребенку необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.

Далее, постарайтесь ограничить использование в рисовании фломастеров: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки. Предпочтительными должны быть простые и цветные карандаши.

Очень полезны для развития пальцев ребенка такие

виды деятельности, как лепка из пластилина и глины, рисование и раскраска (покупайте детям книжки-раскраски), составление аппликаций, работа с ножницами (желательно небольшого размера), пришивание пуговиц, вышивание, выжигание, выпиливание, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей.

А когда наступит лето, используйте для тренировки сбор ягод, выпалывание сорняков и другие виды работ, в которых участвуют мелкие мышцы рук.

Дополнительные, специальные занятия особенно нужны детям с плохим развитием речи, так как существует тесная связь между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики. Если ребенку двух-трех лет удаются изолированные движения пальцев (может показать отдельно один палец, два и т.д.), то обычно у такого ребенка хорошо развита и речь. Поэтому тренировка пальцев рук у ребенка является средством повышения его интеллекта, развития речи и подготовки его к письму.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте.

Обязательной проверке подлежит следующее:

  1. Правильность произношения звуков.
  2. Умение различать звуки речи на слух.
  3. Владение элементарными навыками звукового
    анализа слов.Состояние словарного запаса.
  4. Сформированность грамматических систем.
  5. Владение связной речью.

Далее будет дан дидактический материал для исследования всех названных сторон речи, а также приведены необходимые пояснения по его практическому применению. Этот же самый материал может быть использован и в целях преодоления выявленных нарушений. Рекомендации по выравниванию «западающих звеньев» даны непосредственно в каждом разделе, сразу после описания способов проверки.

ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ

До начала обучения грамоте ребенок должен овладеть правильным произношением всех речевых звуков, причем особенно недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен (типа СЫПЛЕНОК вместо ЦЫПЛЕНОК или КАЛТИНА вместо КАРТИНА). Такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме.

(Для проверки правильности звукопроизношения попросите ребенка самостоятельно назвать все приведенные ниже картинки. Самостоятельность их называния важна потому, что при повторении этих же самых слов ислед за взрослым ребенок часто произносит звуки более отчетливо, что может привести к неправильному заключению о состоянии его звукопроизношения).

УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ НА СЛУХ

Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить (то есть «опознать») каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой, Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при неразличении на слух звуков Б и П он не будет знать, какая первая буква (Б или П) должна быть написана в слове БУЛКА или в слове ПОТОЛОК.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные части речи — существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребенка и обобщающие слова (типа ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПОСУДА, ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ, ОВОЩИ, ФРУКТЫ и т.п.), которые начинают усваиваться детьми примерно с трех-трех с половиной лет.

Для исследования словарного запаса применяется целый ряд специальных приемов, позволяющих выяснить наличие или отсутствие у ребенка определенных слов. Вот наиболее распространенные из этих приемов:

  • называние предметов, относящихся к различным логическим группам (например, ребенку предлагается назвать все известные ему деревья, цветы и пр.);
  • нахождение общих названий (обобщающих слов) для группы однородных предметов;
  • подбор признаков к определенному предмету; подбор возможных действий к предмету; подбор предметов к заданному действию;
  • подбор синонимов (слов, близких по значению);
  • подбор антонимов (слов с противоположным значением) и др.

ВЛАДЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

Связная речь типа описания или рассказа начинает развиваться у детей только после 3 лет, поскольку лишь в этом возрасте у ребенка возникает потребность в ней и появляются необходимые предпосылки для овладения ею. Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей появляется в связи с самостоятельной практической деятельностью ребенка, в процессе которой у него и возникают те мысли, которыми он хочет поделиться с окружающими. Особенно же активно связная речь развивается в период между 4 и 5 годами, когда в процессе все усложняющейся игры у ребенка постепенно формируется регулирующая функция речи. После 3 лет, особенно к 4 —5 годам, у него уже имеются в наличии и необходимые речевые предпосылки для овладения связной речью, своего рода «материальная база» для нее — он уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими формами языка, что позволяет ему правильно строить предложения Но если при построении предложений перед ним стояла задача оформления грамматически правильной связи между отдельными словами, то при построении связного высказывания речь идет уже о логической связи между отдельными предложениями

Детям бывает трудно проследить причинно-следственные связи между событиями и передать их в логической последовательности. По этой причине рассказ 4 — 5-летнего ребенка нередко представляет собой простое Нагромождение фраз. Не закончив одной мысли, ребенок «перескакивает» на другую, с совершенно новым содержанием и не связанную с первой. Поэтому смысловые связи между отдельными предложениями в таких «рассказах» выражены слабо или даже полностью отсутствую ют, что затрудняет их понимание.

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Одним из наиболее сложных предметов в школе является математика.

Как показали психолого-педагогические исследования, дети 6–7 лет далеко не всегда готовы к усвоению курса математики в соответствии с программой общеобразовательной школы. В связи с этим одна из задач и родителей, и педагогов — выявить имеющиеся у ребенка ' юментарные математические знания и подготовить его к изучению курса математики в школе.

К началу школьного обучения дети в играх, в повседневных жизненных ситуациях усваивают элементарные математические знания. Многие из них какое-то время посещали дошкольное учреждение. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие элементарных математических представлений. В соответствии с этой программой дети должны уметь:

  • считать в пределах 10;
  • правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
  • сравнивать числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше (меньше) другого, уравнивать неравное число предметов;
  • сравнивать до 10 предметов по величине (длине, ширине, высоте), размещая их в порядке возрастания (убывания);
  • различать форму предметов;
  • выражать словами местонахождение предметов по отношению к себе, к другим предметам;
  • ориентироваться на листе бумаги; знать дни недели, последовательность частей суток.

При этом естественно, что у детей разные возможности, разная подготовка, да и цели, которые ставит семья, решая, в какую школу определить ребенка, тоже разные. Однако независимо от этих факторов ребенок к 6–7 годам должен многое знать и уметь.

Если ребенок не посещал детского сада или каких-либо других групповых занятий, получить необходимые знания и умения ему должны помочь родители, занимаясъ с ним дома. Разумеется, речь не идет о каком-то специальном обучении, предваряющем школьное. Мы имеем в виду такие подготовительные занятия с ребенком, которые закладывают фундамент успешности его обучения в школе.

Начиная заниматься с ребенком, помните, что совместная работа с вами должна вызывать у него радость. Проявляйте максимум тактичности, доброжелательности, грпения. Важно вселять в ребенка уверенность в своих силах, уверенность в возможности выполнить какое-либо задание.

С самого начала работы предупреждайте ошибки, подробно объясняйте ребенку инструкцию или правила игры, следите за ходом их выполнения. Если ребенок не понимает задания, начните работу вместе, постепенно уменьшая долю своего участия в совместной работе, игре.

Рекомендуем родителям широко использовать игрушки, предметы окружающей действительности, разнообразный дидактический материал, картинки. Все занятия лучше проводить в игровой форме.

Однако не сводите занятия только к игре. Ребенок тлжен понимать, что учение — труд. Чтобы выполнить Работу, приходится сдерживать свои желания и делать совсем не то, что хочется в данный момент.

Детская агрессия

Что такое агрессия?

Агрессия — это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.

Как агрессивность проявляется у детей?

  • Злость и возмущение в отчаянном плаче младенца, причина которых проста: неудовлетворены физиологические потребности ребенка. Агрессивная реакция в этом случае — это реакция борьбы за выживание.
  • Вспышка ярости и физическое нападение на сверстника, конфликты из-за обладания игрушками у малыша 1,2–5 лет. Если родители в этом возрасте относятся нетерпимо к его поведению, то в результате могут сформироваться символические формы агрессивности: нытье, непослушание, упрямство и др.
  • Крик, плач, кусание, топанье ногами у ребенка 3-х лет, которые связаны с ограничением его « исследовательского инстинкта'', с конфликтом между ненасытной любознательностью и родительским „нельзя».
  • Драчливость у мальчика, плач, визг у девочек дошкольного возраста. Мальчики в этом возрасте проявляют больше агрессивных тенденций, чем девочки, так как последние боятся их проявления из-за страха наказания. В то время как к агрессии мальчиков окружение относится более благосклонно и терпимо.
  • В младшем школьном возрасте наиболее часты акты физического нападения у мальчиков и более «социализированные» формы агрессии у девочек: оскорбление, дразнилки, соперничество.
  • У подростков — мальчиков продолжает доминировать физическая агрессия (нападения, драки), а у девочек — негативизм и вербальная агрессия (сплетни, критика, угрозы, ругань).

Всегда ли это плохо?

Не всегда. В агрессивности есть свои положительные, здоровые черты, которые необходимы для жизни.

Это — настойчивость, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Поэтому воспитательные мероприятия должны быть направлены не на полное исключение агрессивности из характера детей, а на ограничение и контроль ее отрицательных черт, и поощрение ее положительных проявлений.

Причины детской агрессивности.

Агрессия может возникать в следующих случаях:

  • как реакция на фрустрацию. Это попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению эмоционального равновесия.
  • как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих нужд.
  • Как «выученное» поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу (поведение родителей, литературных, кино- и телегероев).
  • Также на проявление агрессивности влияют биологические факторы (особенности нервной системы, наследственность, биохимические факторы).

Когда нужна помощь специалиста?

Специального вмешательства требуют два типа агрессивности ребенка:

Первый — когда ребенок старше пяти лет получает удовольствие, мучая других детей и животных. Такой тип редок, но всегда требует специального лечения у психоневролога.

Второй — гиперактивный ребенок. Такой ребенок беспокоен, агрессивен, все и вся задевает, за ним тянется «шлейф» разрушений и обид. Поведение такого ребенка отличается импульсивностью, необдуманными поступками, нарушением запретов. Такой ребенок может быть в душе любящим, великодушным, милым, но биохимический дисбаланс коры головного мозга делает его поведение сверхактивным. Такой импульсивный ребенок — предмет забот врача, который может предписать нужные лекарства.

Предупреждение агрессивности

  • Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке — проявлять к нему любовь. Нет малыша, который чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.
  • Родители должны постараться понять причины агрессивного поведения ребенка и устранить их.
  • Давайте ребенку возможность выплескивать свою энергию. Пусть он порезвится один или с приятелем. Не давайте сверхреактивному ребенку сидеть без дела. Пусть его энергия расходуется в «мирных» целях: спорт, научные кружки, «мастерилки» и т.п..
  • Исключите просмотр фильмов и телепередач со сценами насилия и жестокости.
  • Помогите ребенку найти друзей, научите его общаться с ровесниками. В совместных занятиях дети быстрее усвоят нормы общепринятого поведения.
  • Не прибегайте к физическим наказаниям.
  • Показывайте ребенку личный пример эффективного доброжелательного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева и ярости, оскорблений своих коллег, разработок планов, мести.

Лечение агрессивности

Для лечения агрессивности годятся примерно те же способы, что и для предупреждения. Для ребенка такого типа одно лишь ласковое слова может снять его озлобление. Не считайте такого ребенка,,испорченным,,. Если вы начинаете так думать, у вас может возникнуть чувство отчуждения, непринятие ребенка. Это обязательно почувствует и он, а ощущение одиночества среди самых близких может привести к тому, что ребенок станет очень трудным.

От агрессивности больше всего страдает сам ребенок: он в ссоре с родителями, он теряет друзей, он живет в постоянном раздражении, а часто и страхе. Все это делает ребенка несчастным. Забота и тепло для такого ребенка лучшее лекарство. Пусть он в каждый момент времени почувствует, что родители любят, ценят и принимают его. Пусть ребенок видит, что он нужен и важен для вас.

Малыш в кризисе

В развитии ребенка психологи выделяют четыре кризисных периода. Первый начинается когда малыш только начал ходить. Но все не так просто:

именно теперь его словно подменили — капризничает, нервничает, требует чего-то невозможного, стал совершенно неуправляемым…

Картинка, знакомая многим, не так ли? И многое в такой момент зависит от взрослых, которые окружают ребенка. Самое главное сейчас — не придавать этому

большого значения, не сгущать краски, иначе вы неминуемо создадите себе дополнительные проблемы.

Да, вы имеете дело с самым настоящим кризисом, неизбежным в любом развитии. И это абсолютно закономерно: ведь, по сути, любое развитие состоит,

во-первых, из накопления мелких, незаметных изменений, а во-вторых, из резких перемен, происходящих скачками. Человек — не исключение:

его жизненный путь проходит через несколько этапов развития. Каждый этап отличается своеобразным сочетанием психологических качеств, которые на 

этот момент являются главными. Становится главным что-то другое — и наступает кризис. То есть кризис — это норма, явление необходимое. Если он не

наступает, значит, на каких-то предыдущих этапах не было освоено что-то важное, не были достаточно развиты нужные психические качества.

Сроки наступления кризисов, их длительность и глубина у всех разные, однако они подчинены общим закономерностям. Психологи выделяют четыре

критические точки в развитии ребенка. По возрасту они соответствуют: первому году жизни; трем годам; шести-семи годам и тринадцати — шестнадцати

годам. Поговорим об особенностях этих важных моментов.

Кризис первого года жизни наступает тогда, происходят следующие три процесса:

  • долгожданные первые шаги, начало ходьбы, которая теперь становится основной формой передвижения в пространстве;
  • становление речи, начало сознательного общения;
  • возникновение протеста: именно в этом возрасте ребенок осознает себя как отдельную личность и потому начинает противопоставлять себя другим.

Кризис трехлетнего возраста проявляется совершенно иначе. Его называют «возрастом строптивости» и не зря: основная его черта — упрямство.
Причем малыш настаивает на чем-либо не потому, что ему так уж сильно этого хочется, а потому, что этого потребовал именно он сам. Мало того,

он отказывается что-либо делать только потому, что это исходит от взрослых. Стремление к самостоятельности выходит на первый план — ребенок все

хочет делать сам. Казалось бы, только недавно он был ласковым и послушным, и вдруг стал строптивым, постоянно всем недоволен, сопротивляется

любым попыткам вмешательства в его жизнь. Теперь он совершенно не похож на прежнее милое создание, которое вы водили за ручку…

В шесть — семь лет наступает новый кризис. Ребенок вдруг начинает как-то искусственно «ломаться», манерничать, меняются движения, походка,

в поведении появляется что-то нарочитое, нелепое, какая-то вертлявость и паясничанье. Исчезают наивность и непосредственность, ребенок осознает и

 фиксирует свое состояние: «я радуюсь», «я сержусь», «я добрый», «я сердит». Его переживания становятся осознанными, мало того — уже может
происходить внутренняя борьба с противоречиями в этих переживаниях: «хочу, но боюсь», «надо, но не хочу» и т.п. Продолжается активное

осмысление окружающего мира и постепенно определяется место собственного «я» в нем.
Новый сдвиг в развитии начинается примерно с тринадцати лет. Впрочем, в последнее время наступление подросткового перелома «помолодело»:

теперь специалисты отмечают его нередко уже в девять — одиннадцать лет. В это время происходят глубокие изменения и в физиологии, и

в интеллекте, и в качестве отношений со взрослыми и сверстниками.

Это самый трудный и сложный из всех кризисов,? переход от детства к взрослости. Главное его содержание можно выразить тремя

важнейшими понятиями: самопознание, самовыражение и самоутверждение. Именно в это время у подростка усиливается стремление

быть взрослым. Но родители по-прежнему считают его ребенком, и именно это, как правило, приводит к семейным конфликтам. Подросток реагирует на опеку

окружающих почти
всегда агрессивно, это знакомо многим родителям. А причина одна: он утверждает себя в новой роли, и это неизбежно, этого требуют законы развития

личности. Причем сам он, как правило, не осознает этой причины, и потому обращаться к его рассудку бесполезно: никакие аргументы, никакие

призывы к здравому смыслу не могут изменить его линию поведения.

В развитии ребенка психологи выделяют четыре кризисных периода. Первый начинается когда малыш только начал ходить. Но все не так просто: именно теперь его словно подменили — капризничает, нервничает, требует чего-то невозможного, стал совершенно неуправляемым…

 

Картинка, знакомая многим, не так ли? И многое в такой момент зависит от взрослых, которые окружают ребенка. Самое главное сейчас — не придавать этому большого значения, не сгущать краски, иначе вы неминуемо создадите себе дополнительные проблемы.

 

Да, вы имеете дело с самым настоящим кризисом, неизбежным в любом развитии. И это абсолютно закономерно: ведь, по сути, любое развитие состоит, во-первых, из накопления мелких, незаметных изменений, а во-вторых, из резких перемен, происходящих скачками. Человек — не исключение: его жизненный путь проходит через несколько этапов развития. Каждый этап отличается своеобразным сочетанием психологических качеств, которые на этот момент являются главными. Становится главным что-то другое — и наступает кризис. То есть кризис — это норма, явление необходимое. Если он не наступает, значит, на каких-то предыдущих этапах не было освоено что-то важное, не были достаточно развиты нужные психические качества.

 

Сроки наступления кризисов, их длительность и глубина у всех разные, однако они подчинены общим закономерностям. Психологи выделяют четыре критические точки в развитии ребенка. По возрасту они соответствуют: первому году жизни; трем годам; шести-семи годам и тринадцати — шестнадцати годам. Поговорим об особенностях этих важных моментов.

 

Кризис первого года жизни наступает тогда, происходят следующие три процесса:

 

долгожданные первые шаги, начало ходьбы, которая теперь становится основной формой передвижения в пространстве;

 

становление речи, начало сознательного общения;

 

возникновение протеста: именно в этом возрасте ребенок осознает себя как отдельную личность и потому начинает противопоставлять себя другим.

 

Кризис трехлетнего возраста проявляется совершенно иначе. Его называют «возрастом строптивости» и не зря: основная его черта — упрямство.

Причем малыш настаивает на чем-либо не потому, что ему так уж сильно этого хочется, а потому, что этого потребовал именно он сам. Мало того,

он отказывается что-либо делать только потому, что это исходит от взрослых. Стремление к самостоятельности выходит на первый план — ребенок все хочет делать сам. Казалось бы, только недавно он был ласковым и послушным, и вдруг стал строптивым, постоянно всем недоволен, сопротивляется любым попыткам вмешательства в его жизнь. Теперь он совершенно не похож на прежнее милое создание, которое вы водили за ручку…

 

В шесть — семь лет наступает новый кризис. Ребенок вдруг начинает как-то искусственно «ломаться», манерничать, меняются движения, походка, в поведении появляется что-то нарочитое, нелепое, какая-то вертлявость и паясничанье. Исчезают наивность и непосредственность, ребенок осознает и фиксирует свое состояние: «я радуюсь», «я сержусь», «я добрый», «я сердит». Его переживания становятся осознанными, мало того — уже может

происходить внутренняя борьба с противоречиями в этих переживаниях: «хочу, но боюсь», «надо, но не хочу» и т.п. Продолжается активное осмысление окружающего мира и постепенно определяется место собственного «я» в нем.

Новый сдвиг в развитии начинается примерно с тринадцати лет. Впрочем, в последнее время наступление подросткового перелома «помолодело»: теперь специалисты отмечают его нередко уже в девять — одиннадцать лет. В это время происходят глубокие изменения и в физиологии, и в интеллекте, и в качестве отношений со взрослыми и сверстниками.

 

Это самый трудный и сложный из всех кризисов,? переход от детства к взрослости. Главное его содержание можно выразить тремя важнейшими понятиями: самопознание, самовыражение и самоутверждение. Именно в это время у подростка усиливается стремление быть взрослым. Но родители по-прежнему считают его ребенком, и именно это, как правило, приводит к семейным конфликтам. Подросток реагирует на опеку окружающих почти

всегда агрессивно, это знакомо многим родителям. А причина одна: он утверждает себя в новой роли, и это неизбежно, этого требуют законы развития личности. Причем сам он, как правило, не осознает этой причины, и потому обращаться к его рассудку бесполезно: никакие аргументы, никакие призывы к здравому смыслу не могут изменить его линию поведения.

 

Общая картина подросткового кризиса знакома многим, не зря этот возраст называют трудным.

 

Итак, кризисы — это необходимые этапы в развитии ребенка. Через них проходили когда-то и мы с вами. Но вот то, как минует человек эти важные моменты своего становления, во многом зависит от реакции окружающих, в первую очередь родителей. Неграмотное, неосознанное вмешательство ничего, кроме вреда, не принесет, оно лишь оставит болезненные рубцы в психике растущего человека. Да, кризисное поведение можно подавить насильственным путем, ребенок ведь в ваших руках. Но… Тогда следующий кризис будет «бурным» вдвойне: подавленное должно быть «отработано».

 

Если же родители готовы встретить очередной кризисный возраст и спокойно на него отреагировать, то все, как говорится, постепенно образуется.

 

Важно помнить: неадекватное, порой даже буйное поведение ребенка — это признак того, что все идет как надо, что линия поведения родителей выбрана правильно, с полным уважением к растущей личности. И наоборот: если кризисный возраст наступил, а ожидаемых отклонений в поведении ребенка что-то не наблюдается, то, значит, что-то в его развитии не так, в чем-то он отстает.

 

Кроме того, внимательным родителям особенности каждого кризиса помогут понять, в какой степени развито у их ребенка то или иное качество, не выходит ли оно за пределы нормы. А значит, можно будет определить, куда направить в дальнейшем родительское внимание.

 

Кризисы неизбежны, однако не стоит думать, что они непременно должны вызывать отрицательные эмоции, сопровождаться постоянным негативизмом.

 

Следует иметь в виду, что сроки их наступления, длительность и глубина зависят не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от поведения взрослых. Попробуйте изменить свой стиль общения, предоставьте маленькой личности больше самостоятельности, и все постепенно наладится, и кризис пойдет только на пользу растущему человеку.

 

Пусть садик будет в радость (как преодолеть проблемы адаптации)

 

Время, когда подросший малыш отправляется в детский сад, для родителей связано с волнениями: как он привыкнет к новым взрослым, «встроится» в свой первый коллектив, не испугается ли разлуки с мамой, станет ли есть иную, чем дома пищу?..

 

Абсолютное большинство детей привыкает к садику, находят в нем друзей и с удовольствием учатся новому на занятиях. Но каждому малышу нужно время, чтобы приспособиться к изменившимся условиям. Родителям нужно знать, что период адаптации индивидуален и может занимать от нескольких недель до нескольких месяцев. Процесс привыкания длится тем дольше, чем более зависим ребенок от мамы, чем он более чувствителен к переменам в повседневной жизни и труднее привыкает к новому, чем более возбудима его нервная система. Легче адаптируются в садике ребята, имеющие опыт общения с разными возрастными категориями детей и взрослых, из многодетных семей и из семей, в которых ребенок не является объектом гиперопеки.

 

Как пишут детские психологи, при легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца, аппетит достигает обычного уровня к концу первой недели, а сон налаживается за 1–2 недели, острых заболеваний не возникает.

 

В случае затрудненной адаптации в течение целого месяца настроение малыша может быть неустойчивым, сон и аппетит восстанавливаются через 20–40 дней

 

При тяжелой адаптации грубо нарушается сон, аппетит и настроение ребенка, его могут мучить кошмары, отражающие психотравмирующую ситуацию. Ребенок может «уйти в болезнь», отстаивая свою потребность быть дома с мамой.

 

Если на фоне «садовского стресса» малыш начинает длительно и тяжело болеть, обязательно надо проконсультироваться с детским психологом, психиатром или неврологом.

 

Для успешной адаптации к детскому дошкольному учреждению, прежде всего ребенок должен дорасти до «выхода в общество» — научиться самостоятельно есть, одеваться, проситься в туалет и пользоваться горшком, уметь выразить свои потребности.

 

Во-вторых, необходим тесный контакт родителей и воспитателей — до прихода малыша в группу необходимо побеседовать с педагогами, рассказать о своем ребенке. Узнайте, не ожидается ли приход в один день нескольких новых детей.

 

В-третьих, привыкание ребенка к садику должно быть постепенным: сначала приходить только на прогулку, потом на 1–2 часа в группу, затем на несколько часов подряд. По договоренности с воспитателем в первые дни родитель может присутствовать в группе вместе с ребенком. Полезно установить теплый контакт между взрослыми, чтобы малыш видел, что мама симпатизирует новой тете, которая вовсе не страшная, хоть и незнакомая.

 

Возможно, самое страшное для ребенка — это фантазии о том, что за ним не придут, он будет разлучен со своими родителями. Поэтому, даже рассердившись, не говорите: «Я тебя отдам вон тому дяде», «Оставлю тебя здесь, если будешь себя плохо вести» и т.д. У малыша не должно быть сомнений: родители им дорожат, обязательно заберут его из сада, скучают по нему, когда уходят на работу. Выражайте свою радость при встрече с ребенком после дня, проведенного порознь. Похвалите его, за то, что он провел это время в садике.

 

Если ребенок робеет, не хочет отпустить свою маму, попросите воспитателя выходить к вам, встречая малыша на пороге группы — сказать несколько приветливых слов, комплиментов ребенку. Это поможет отвлечь его от грустных мыслей при разлуке, а воспитатель станет более близким. Не уходите потихоньку — дайте знать, что вы уходите. Дома придумайте и порепетируйте вместе с малышом занятный способ прощания (особое объятие, рукопожатие, поцелуй).

 

В первые дни, недели посещения ребенком садика умерьте свои требования к ребенку, старайтесь поддерживать дома спокойную, доброжелательную обстановку, отложите на время шумные, будоражащие мероприятия — ребенок и так перегружен новыми впечатлениями.

 

Готовя ребенка к детсаду, расскажите малышу о садике так, чтобы это не была приукрашенная информация: можно, например, сказать: «Садик — это место, где о тебе позаботятся, и ты сможешь там играть и найти новых друзей». Не надо говорить: «Ничего плохого там с тобой не случится» — такие слова могут вселить беспокойство. Постарайтесь описать позитивные моменты:

 

    Там есть игрушки, каких у нас дома нет

    Деток учат танцевать и петь песни, рисовать

    В садике проводят красивые, интересные, веселые праздники

    Все дети выходят гулять на улицу, и в саду хорошие песочницы

 

Чтобы ребенок почувствовал себя увереннее в новой ситуации, знал как себя вести, используйте игру. Взяв игрушки, разыграйте предстоящее событие: «Наша кукла Ляля пойдет в детский садик. Иди, Ляля, сюда, поздоровайся. У тебя будет шкафчик для одежды (покажем его). Есть будешь за столом, с другими детками (садим за столик с другими куклами), спать в кроватке. У тебя будут друзья. Потом мама придет за тобой». Потом такой же вариант разыгрывается с ребенком: «Покажи, как ты поздороваешься в группе, как будешь есть, спать».

 

Игра поможет малышу не только познакомиться с садиком, но и привыкать к нему. Возьмите кукол, мягкие игрушки. Пусть ребенок теперь побудет воспитателем и пообщается с «детками» — успокоит мишку, который не хочет отпустить маму и плачет. «Воспитатель» зовет его в группу, показывает, как поиграть и т.д. Побыв воспитателем в игре, ребенок приближается к этому взрослому, он уже не такой пугающе неизвестный. В такой игре в садик ребенок спонтанно отреагирует моменты, неприятно впечатлившие его в новой ситуации: наблюдая за игрой ребенка, можно заметить, что он, подражая интонациям, повторяет слова взрослых и детей (часто это грубые, резкие высказывания), воспроизводит ситуации, которые являются трудными для него самого. Полезно в этой игре предлагать ребенку побыть в разных ролях: воспитателя и няни; ребенка, который любит ходить в садик и который пока не привык и плачет; мамы или папы, приведших детей в группу. Таким образом, малыш врачует себя посредством естественного для его возраста средством — игры.

 

Не нужно навязывать «игру в сад» ребенку, а можно предлагать ее среди других ролевых игр и детских занятий.

 

Чтобы ребенок чувствовал себя спокойнее в ситуации отделения от семьи, можно дать ему с собой какой-нибудь предмет, который проложит связующую нить между домом и садом:

 

    любимую игрушку, книжку или какую-нибудь вещь, принадлежащую маме (например, платочек);

    можно нарисовать для ребенка семейный портрет или историю в картинках, где будут изображены его дела в детском садике и встреча с родителями вечером.

 

Дома вы можете использовать рисование для «вентиляции» психологического состояния ребенка. Это могут быть, например, рисунки на темы:

 

    «Мой детский сад»

    «Мои страхи»

    «Детки в садике»

    «Что я люблю» и «Что я не люблю».

 

Пока ребенок еще мал, рисует родитель — то, что называет ребенок. Малыш выбирает подходящие цвета карандашей или красок, описывает настроение и поведение людей, которые попадут на рисунок. Предложите малышу тоже порисовать — так, как получится, и разыграйте диалоги между вами, ребенком и персонажами рисунка. Для ребенка это отличная возможность выразить свое отношение к этим людям и к теме в целом.

 

Рисунок может стать и средством коррекции: например, придумайте вместе, как превратить страшный рисунок в смешной; как успокоить драчуна и развеселить плаксу. «Расколдуйте» неприятный рисунок, предложив ребенку внести в него соответствующие изменения.

 

Забрав ребенка из садика, поинтересуйтесь, как прошел его день. Поощряйте его спонтанно выразить чувства — если малыш будет рассказывать, что его кто-то обидел, огорчил, не надо сейчас оправдывать обидчика и поучать, как должен был бы поступить ваш ребенок. Выслушайте его и примите его переживания, отразив его чувства в словах, например, «Похоже, тебе было очень обидно, когда девочки не приняли тебя в игру, ты рассердился на них». Закончите беседу о прошедшем дне, сфокусировав внимание на позитивных моментах (понравилась запеканка, слепили на прогулке снежную бабу, научился рисовать звездочку).

 

Если ребенок по какой-то причине переведен в другую группу или долго проболел, вопрос привыкания к садовской ситуации может встать снова. В этом случае необходимо вновь начать с нескольких часов пребывания в группе, постепенно увеличивая это время и т.д.

 

Особую проблемную категорию с точки зрения привыкания к садику составляют дети с синдромом ранней детской нервности(синоним невропатия) — чрезмерно заостренной нервной чувствительностью в сочетании с ослабленностью здоровья. Эти малыши с младенчества обнаруживают:

 

    проблемы со сном (трудности засыпания, беспокойный сон, капризность и плохое самочувствие после пробуждения, ранний отказ от дневного сна и др.);

    проблемы с питанием (плохой аппетит, избирательность в питании, повышенный рвотный рефлекс — неприятная по вкусу или консистенции еда вызывает тошноту, рвоту);

    особенности эмоциональной сферы (легко возникают бурные эмоции, плач, беспокойство);

    нервную утомляемость при шуме и психическом напряжении (возникающую в ситуации оживленной игры, пребывания в многолюдной обстановке, обилия впечатлений);

    особенности телесного реагирования и соматического здоровья (жалуются на «кусачую» одежду, не любят мяться под душем, причесывать и мыть голову; метеочувствительны, страдают от головных болей; имеют склонность к расстройствам работы желудочно-кишечного тракта, частым, хронизирующимся заболеваниям верхних дыхательных путей, ангинам, аллергии, диатезам; причем прослеживается четкая связь заболеваемости со стрессовыми ситуациями; возможны тики, заикание, недержание мочи или кала, обусловленные утомлением, нервным напряжением или временем года).

 

Обстановка в группе детского сада является для ребенка с синдромом ранней детской нервности ощутимой нагрузкой, испытывающей на прочность силы неокрепших еще нервов. Чрезмерными оказываются такие раздражители, как вкус непривычных блюд, шум в группе, новые впечатления. Переутомляясь от них, ребенок становится плаксивым, вялым, раздраженным, тяжело засыпает, отказывается идти в сад.

 

На фоне адаптационного садовского стресса у детей-невропатов заметно усугубляется состояние здоровья, а в трудных случаях (когда значительно выражены многие проявления симптома) малыши тяжело и длительно болеют, адаптации к саду не происходит.

 

Оптимальным было бы отсрочить поступление в детский сад и подержать ребенка на домашнем воспитании до 5 лет — обычно этого времени хватает, чтобы нервная система укрепилась достаточно. Тогда у ребенка будет еще год до школы, чтобы освоиться в детском сообществе.

 

Если у малыша отмечаются не все, а некоторые признаки синдрома ранней детской нервности и они выражены не резко, можно попробовать отдать его в сад пораньше, чем в 5 лет, но адаптация потребует большего времени (до полугода) и адекватного отношения к ребенку взрослых. А именно:

 

    Родители должны известить воспитателя об особенностях реагирования малыша, с тем, чтобы педагог в течение дня дал ребенку возможность переключиться с шумных общих игр на привычный ритм — побыть, поиграть одному, отдохнуть, отвлечься.

    Попросить воспитателя не кормить ребенка насильно.

    По возможности забирать ребенка из группы немного раньше.

    По возвращении из детского сада домой необходимо 1–2 часа для снятия нервного напряжения — дать возможность на свежем воздухе «спустить пар» на игровой площадке.

    Провести вечернее время в доброжелательной обстановке, без нравоучительных бесед о поведении ребенка — ведь после шумного дня в группе малыш слишком утомлен.

 

Если вы наблюдаете у своего ребенка проявления синдрома ранней детской нервности, проконсультируйтесь с детским неврологом или психоневрологом. В случае необходимости эти специалисты порекомендуют прием средств, которые помогут гармонизировать эмоциональные и поведенческие реакции, преодолеть адаптационный стресс и укрепить нервную систему.

 

Рекомендуемая литература

 

Г. Монина, Е. Лютова «Проблемы маленького ребенка».

 

Для родителей первоклассников

 

Главная забота родителей в период адаптации первоклассника к школе — поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Интересуйтесь у ребенка, как прошел учебный день, что было интересным, новым, удивительным. Подобное ваше участие и интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребенка. И эти способности вы также сможете ненавязчиво направлять и укреплять в дальнейшем.

 

    Сдерживайтесь и не ругайте школу и учителей в присутствии ребенка. Нивелировка их роли не позволит ему испытать радость познания.

    Не сравнивайте ребенка с одноклассниками, как бы они ни были вам симпатичны или наоборот. Уважайте индивидуальность своего ребенка, любите и принимайте его таким, какой он есть.

    Будьте последовательны в своих требованиях. Например, если стремитесь, чтобы ребенок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте ему возможность почувствовать себя повзрослевшим.

    С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не получается, даже если это кажется вам элементарным. Запаситесь терпением. Помните, что высказывания типа: «Ну, сколько раз тебе повторять? Когда же ты, наконец, научишься?» и т.п. — кроме раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут.

 

Прислушайтесь к советам своих детей!

 

«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня, чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха — поймут все без труда.

Слова порой запутаны, пример же — никогда.

Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии — вот лучшая из школ.

И если все мне рассказать, я выучу урок.

Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.

Должно быть можно верить и умным словесам.

Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет.

Зато пойму как ты живешь: по правде или нет»

 

Вечная детская мудрость

 

+7 4212 48-16-70

+7 4212 48-04-97

 

Положение о работе педагога-психолога в МАДОУ № 48